Музыка драчёвых напильников ноль

Facebook 0 Twitter 0 Google+ 0 LinkedIn 0 Фёдор Чистяков и кошка: 25 лет вместе
В преддверии зимних концертов группы «Ноль», посвященных 25-летию песни «Человек и кошка», мы поговорили с её автором и лидером группы Фёдором Чистяковым. Он — не только самый известный рок-баянист России, автор песен, ставших почти народными, изобретатель термина «говнорок», но еще тонкий лирик, ценитель Тома Уэйтса и советской эстрады, создатель посвящения Баху и кавер-версии сюиты Свиридова.
Его судьба, личная и музыкальная, изломана не меньше, чем истории персонажей его песен. Но об этом уже сказано многое. Сейчас речь пойдет не о прошлом, а о нынешнем Фёдоре Чистякове, ведь в последние годы у него настоящий новый расцвет как концертной, так и студийной деятельности.
Начиная с альбома « Updated2012«, записанного с группой «Кафе», который словно подытожил чистяковские поиски «нулевых», продолжая двумя полностью новыми, полнокровными рок-релизами «Правило игры» и «Без дураков», для которого Фёдор провёл сверхуспешную краудфандинг-компанию.
Теперь у Чистякова наступил период круглых дат и юбилейных концертов. Сначала альбом «Ноль +30», посвященный 30-летию первого диска «Музыка драчёвых напильников», затем серия концертов, где играли оригинальные участники той самой группы «Ноль» и исполнялось максимум «нулёвого» репертуара. Следующая памятная дата – это 25-летие песни «Человек и кошка», к юбилею которой приурочены два выступления: в московском клубе «Red» 24 февраля и в питерском КЗ «Аврора» 25 февраля. Они и стали поводом для беседы.
«НАЧАЛАСЬ ЮБИЛЕЙНАЯ ВОЛНА «
Вы выпустили сборник «Ноль +30», вас часто просят сыграть старые песни. Получается, от прошлого никуда не деться?
Если как следует разобраться в том, что такое рок-музыка, то становится видно, что на начальном этапе рок-группа создает свои ценности, и дальше они преследуют её всю жизнь. Положение вещей не изменить, хотим мы того или нет, с этими проблемами живут все. Когда выходишь давать концерт, люди, конечно, ждут старые песни, поэтому те же Rolling Stones всегда будет играть свой «Satisfaction». Надо принять это как данность. Конечно, можно много говорить о том, чего хотелось или не хотелось бы, но на сегодняшний день важнее то, что реально работает.
И поэтому грядущие зимние концерты называются «Человек и кошка»?
Да, поэтому они так называются. Сейчас вообще началась юбилейная волна – пошли круглые даты, и есть много причин всё это вспомнить.
Какое планируется соотношение нового и старого материала в программе?
Старые песни обязательно будут, не в таком, конечно, количестве, как на концертах «Ноль +30», когда вся программа состояла из них. Есть желание поднять некоторые давно не игравшиеся или вообще не игравшиеся песни «Ноля», и из «постнолёвского» что-то взять.

Интересно получается – о вашем возвращении в музыку заговорили, только когда вы стали давать концерты.
Причём со старыми песнями! В 2009 году я узнал, что я, оказывается, «вернулся на сцену». Сейчас мы выпустили юбилейный сборник «Ноль +30», и опять начали писать: «Федор Чистяков вернулся после длительного перерыва». А то, что я все предыдущие десять лет записывал альбомы – этого как бы никто и не заметил. Ну не знаю, может быть, они были хороши или не очень, может быть, в чём-то недотягивали, тем не менее, альбомы были.
То есть сейчас на первом месте всё-таки коммерческая составляющая проекта?
Понимаете, ну как… Коммерческая составляющая проекта на самом деле важна. Обычно люди под словом «коммерция» понимают, что ребята денег хотят заработать – коммерцией занялись.
Я имею в виду, чтобы деятельность не осталась на уровне музыкального хобби, которое интересно двум людям в зале.
Совершенно правильно. Чтобы это было не хобби. Смысл – делать нечто, что будет иметь резонанс, иначе можно сидеть и вообще ничего не делать – результат тот же. Cо временем такое хобби начинает надоедать.
«ПОЛУЧИЛОСЬ НЕМНОЖКО В НИКУДА»
Вас всё чаще можно видеть с гитарой. Как инструмент влияет на манеру исполнения?
Конечно, я прекрасно понимаю, что весь кураж и имидж в моем случае сложился благодаря баяну. Тем не менее, на гитаре я время от времени тоже играю. На самом деле, от того, что у тебя висит на шее – изящная, блестящая штучка килограмма полтора весом или 15-килограммовый бронежилет, многое зависит. Ощущения разные, от этого и подача меняется. Инструмент влияет и на голос, и на сами песни. У меня есть разные песни, мне хочется по-разному их петь. И мне кажется уместным в процессе концерта делать разные звуковые и стилистические включения.
На ваш взгляд, инструментальная музыка – более универсальная?
Однозначно. Не бывает непонятной музыки, бывает непонятный текст. Не представляю такого, чтобы слушая, к примеру, румынскую музыку, я бы ее совсем не понял. Если там нет слов, то в принципе все и так понятно. Вообще мне нравится музыка разных народов – шотландская, китайская, балканская, латиноамериканская.
У инструментальной музыки, конечно, есть ряд преимуществ, но это другой формат. Однажды я увидел видеоролик группы Weather Report, который меня потряс. Они играли сложный джаз-рок в американском зале «Hollywood Bowl», под который люди пританцовывали, а я поймал себя на мысли, что сложно представить себе ситуацию, когда русские люди собрались на концерт джаз-роковой группы и стали там танцевать, веселиться и радоваться. У такой музыки в России количество слушателей ограничено.

Чтобы развить какой-то проект, одного желания музыканта недостаточно, нужна обратная связь. Инструментальная музыка может быть хорошей и интересной, но она не нужна здесь. Или нужна, но небольшому количеству человек, и такой проект долго существовать не сможет.
Также инструментальная музыка – это весьма требовательный жанр. Обычная песня рок-группы – это текст в сочетании с музыкой, как бы две составляющие, которые создают наполнение, а когда «выключается» текст, то вся нагрузка ложится на музыку, это значит, что музыка должна быть минимум в два раза интереснее. И это уже требует соответственного уровня и подхода, всё это непросто.
У вас-то уровень есть, вспомним хотя бы кавер на сюиту Георгия Свиридова «Время, вперед!»
Мне захотелось сделать версию этой композиции в очень жестком ключе, примерно как если бы ее сыграли King Crimson. «Время вперед» ведь звучало в советской программе «Время», в которой докладывали о наших социалистических победах, достижениях, пятилетках, и всё – под эту музыку Свиридова. Такой пафос… А сейчас новости злые: кого-то убили, ограбили – ничего хорошего. И вот как раз для таких новостей, для современной программы я и сделал эту сумасшедшую тему.
Но, может быть, немного не удалось донести идею. Сил, ресурсов и средств было потрачено очень много, но получилось немножко в никуда. Никакого особенного резонанса композиция не вызвала.
«КИНГ-КОНГ В ПИЛОТКЕ СТОИТ ЗА ШТУРВАЛОМ»
Зато краудфандинговая кампания альбома «Без дураков» (2016) оказалась очень успешной.
Это довольно хлопотное дело. Мы собрали около 600 тысяч рублей, что, в общем, довольно скромно для такого проекта, хотя финальная сумма сбора получилась больше заявленной. Грех жаловаться – все прошло отлично, но мы чуть ли не на ушах плясали во время этой кампании, чтобы достичь результата: все время снимали ролики, занимались информационной поддержкой.
Планируете что-то ещё сделать таким же образом?
Для меня это был первый серьезный опыт краудфандинга. Вещь хорошая, но, думаю, что ей не стоит часто пользоваться. Когда придет стоящая идея, сложатся обстоятельства, возможно, мы запустим что-то новое.
Как создавалась обложка диска «Без дураков»?
Всем нам было ясно, что альбом получается очень хороший и интересный, поэтому хотелось устроить ему как можно лучшее будущее. И нужна была правильная обложка — с броским и запоминающимся изображением. И какое-то время мы не могли эту идею найти, хотя были варианты.
Однажды вдруг я ясно увидел картину — это должна была стать иллюстрация к песне «Термоядерный ответ»: Кинг-Конг в пилотке стоит за штурвалом на подводной лодке, которая несется через суровое Северное море. Конечно, в жизни так не бывает, но здесь штурвал должен был быть именно на подлодке, выплывающей из картины прямо на зрителя. Мы попросили питерского художника Максима Ляпунова исполнить это произведение в живописи. Были и другие художники, которые делали пробы, но эта показалась самой правильной. Он поставил Кинг-Конга не за штурвал, а на переднюю палубу, в руке у него ещё оказались очки. Это не предполагалось изначально, но кажется мне абсолютно правильным.
А как возникло сотрудничество с Васей Ложкиным, художником, чей рисунок — на обложке «Ноль + 30»?
Смешно получилось: выяснилось, что коты и котята для Васи Ложкина – любимая тема. Впервые я увидел его картину «Елочка, гори!», которую журнал «Огонек» взял на обложку, и даже запостил её где-то, но я тогда не знал, что это художник. При ближайшем рассмотрении я увидел, что мир персонажей Васи Ложкина очень близок миру «нулёвых» персонажей, его картинами можно песни иллюстрировать, и получится очень органично. Когда я это понял, то нашёл его вконтакте, мы поговорили, пообщались, встретились – вот так и началось.
« КАК ВЫЖИВАТЬ? НУ, ВОТ КАК-ТО ТАК»
«Человек и кошка» на «Ноль+30» вместе с вами спела Татьяна Буланова. Скажите, с кем ещё хочется переосмыслить старые вещи?
С Татьяной получилось интересное и очень естественное сотрудничество. Я недавно понял, что со своей стороны мне лучше ничего особо не инициировать, потому что в нужное время все само приходит. Думаю, вскоре что-то обязательно будет еще – мы всегда в поиске и открыты к работе.
В интернете есть ролик, где вы записываете эту вещь. Скажите, вы его лично монтировали?
Мы находились в студии, пять человек: звукооператор Женя Турута, гитарист группы «Кафе» Алексей Смирнов, с которым мы большую часть работы вместе делали, Татьяна и директор проекта Юрий Чернышевский. Татьяна начала петь, Лёша говорит – дай телефон, пойду, поснимаю. И пошел снимать. А дома я смонтировал этот материал и получился ролик. Дешево и сердито.
Хороший ролик! Вы же занимались раньше видеомонтажом…

«Музыка драчёвых напильников» Федора Чистякова и группы Ноль на ThankYou.ru - скачать и слушать трек онлайн бесплатно, а также другие 

Лидер группы «Ноль» Федор Чистяков объявил, что не вернется в  названием «Музыка драчевых напильников» вышел в 1986 году.

В преддверии зимних концертов группы «Ноль», посвященных диска «Музыка драчёвых напильников», затем серия концертов, где