Стамеска фото по деревушка

Завязался как-то у меня с Олегом Смирновым разговор о стамесках. Остановились на ручках стамесок. В частности речь зашла о наиболее удобной, практичной и, чего уж там, красивой ручке. Естественно мы не пришли к единому мнению. Какая она должны быть - оптимальная ручка для стамески?
Можно попробовать собрать различные формы ручек, которые распространенны и выбрать среди них наилучшие. Можно попытаться придумать велосипед. Меня эта тема увлекает.
В последнее время интересуюсь английским инструментом. Как раз, английские производители стамесок в 19-20 веках были самые плодотворными по части резчицкого инструмента. И сегодня остаются таковыми. За 200-300 лет активного развития этой отрасли селекционированны некие оптимальные решения.
Попробую сделать экспресс анализ. Не буду касаться особенностей "ударных" ручек под киянку, выделю общие ТЗ стамесок:
1. Чтобы удобно лежала в руке и была ухватистая.
2. Оптимальный материал, по возможности легкий и не колкий.
3. Форма или элементы должны предотвращать скатывание инструмента с рабочей поверхности (стола).
4. Идентификация стамески по ручке.
5. Внешний вид, красивость.
Печально, что оптимальное решение одного ТЗ негативно сказывается на другом. Потому любая ручка это всегда компромисс между хотелками и возможностями.
Как решаются по отдельности указанные выше ТЗ?
№ 1 «Чтобы удобно лежала в руке и была ухватистая».
Тут разнообразие форм и покрытий.
Начиная от примитивной формы в виде обычного тонкого цилиндра, до сочетания в своей форме сфер различного размера переходящих одна в одну. Конец ручки может быть шарообразным либо сливообразным, в который удобно упирается ладонь. Передняя часть может иметь «упоры-выемки» под пальцы. Виктор Дубовик некоторые свои стамески покрывает ритмичными выемка. На пользу данному вопросу и нескользкие покрытия ручек либо отсутствие покрытия вообще, чтобы древесина вбирала в себя влагу с ладоней. Но думаю, непокрытая ручка хорошо вбирает влагу, когда новая, а у замученной годами ручки поры закупориваются потом и грязью, поверхность же полируется руками так, что она не многим лучше покрытой маслом. Как решение ТЗ вспоминаются насечки и рифления ручек.
№ 2 «Оптимальный материал, по возможности легкий и не колкий»

Тут в общей массе большого разнообразия не наблюдается. Чаще всего это бук как один из самых дешевых и доступных материалов для массового производства. На втором месте ясень, он дороже, но и значительно менее колок. Часто встречается дуб, изредка клен. В конце 19-го первой половине 20-го веков излюбленным материалом на неширпотребном инструменте в Англии был самшит. Изготовленные на промышленном уровне изысканные ручки из красного дерева, ореха, груши и т.п. встречается редко. Собственно они в меньшей степени соответствуют ТЗ № 2, а большей мерой ТЗ № 4. Металлические кольца в месте посадки лезвия в ручку - классическое решение для решения ТЗ.
№ 3 «Форма или элементы должны предотвращать скатывание инструмента с рабочей поверхности (стола)»
Классика, на сегодняшний день – «граненная» ручка Pfeil, она же с различными вариациями используется и другими производителями. Интересен тот факт, что еще дед и отец Аддисы в первой половине 19-го века использовали эту форму, восьмигранную.
Далее в ход идет устройство отдельных плоскостей на «круглых» ручках. Для широких стамесок данное ТЗ не существенно, поскольку там само лезвие предотвращает проворачивание стамески. В этом контексте встречал кустарные стамески, у которых плечи лезвия были сделаны как упоры на рукоятке меча. Они то и упирались в поверхность при попытке скатывания и, наверное, служили упорами для пальцев при работе.
№ 4 «Идентификация стамески по ручке»
В данном случае, само разнообразие форм ручек может помогать быстро идентифицировать конкретную стамеску в «куче» других. Также возможны различные метки, например, цветовые либо в виде надписей, символов, полосок.
№ 5 «Внешний вид, красивость»
Это огромный простор для творчества. Во-первых, материал ручки. Ценные и красивые породы, эбонит, кость, легкие металлы и т.д. Возможно комбинирование материалов. Инкрустация, в т.ч. металлическими логотипами производителя либо мастера. К слову сказать, изготовители очень старого инструмента (17-18-е века) уделяли данному ТЗ значительно больше внимания, чем современники. Тот инструмент является сам по себе законченным произведением, вещью «сама в себе». Такие вещи сейчас под стекло и на стенку для любования, если музеи не выкупят.

Написал много, но зачем. Олег посоветовал осветить тему и поспрошать народного мнения. Если бы резчик имел больше времени и желания чем он имеет, какую бы ручку он себе выбрал и изготовил с душой? Какой оптимальный вариант, тоесть, компромисс?
Лично мне нравится круглая ручка с яйцеобразным (шарообразным) окончанием для упора в ладонь из ценной породы древесины, покрытая маслом. В качестве антискатывания – плоскости на одной стороне. У Олега Свечкарева есть удачная форма ручки, которая мне нравится.
А вам?
P.S.
Если имеете у себя или встретили интересную ручку, выкладывайте фото сюда.
Позже выложу фотографии различных форм, сейчас нет под рукой.
Это у меня почемуто комп клинить стал..
Юрий, тема очень интересная. Многим наверное кажется, что мне только и делать нечего.. как ручки у благородных Пфелей и Киршенов кастрировать.. Эргономика ручки всегда должна стоять на первом месте. Недавно купил у Смирнова японскую ножевку. Когда первый раз взял в руки.. было как то непривычно. Понимал.. что узкоглазые" не зря так навернули.. ибо угол был такой.. вродь как лаптем щи хлебать. Когда уже поработал.. понял, что все расчитано до мелочей.. нагрузка при пилении с таким углом заточки зубьев пилы.. просто супер!
Наверное форма ручки тож имеет классику.. что то такое
Но иногда приходится поступать и так.. ибо нагрузки совсем разные при резе.
Мелкий прямой резец подобен карандашу.. только чуть плоский с боков. чтоб не катался.
Вообщем можно уродовать красоту так..
Удобна вот такая форма.. если рука под нагрузкой.. например обкалывание формы в рельефе.
Нижняя часть удобна в больших ручках закругленная под пальцы, верх граненый..
Алексей, ну да это фирменная ручка младшего Аддиса. Если бы не были удобны, вряд ли бы они продержались в производстве почти 100 лет. Сейчас за ними гоняются буржуи как угорелые, платят серьезные деньги. Причем, стамески младшего сына больше в почете чем сташего, поскольку они истинные Аддисы. Оно и не удевительно, большенство стамесок старшего сына Сэмюэля, что встречаются в продаже - это всеже Вард. Правда оригинальный Сэмюэль Джозеф Аддис (до 1870 года), тоже на вес золота. Недавно видел в продаже наполовину сточенную стамеску отца Аддиса, ушла с боями за приличные деньги.
Покупных стамесок и резцов у меня не имеется, соответственно - только самоделки. Форма ручки весьма зависит от привычного хвата. Ну, тут у меня есть одна особенность. Из-за того, что частенько приходилось резать там, где мусорить категорически не рекомендуется (на пульте и т.п.), то сформировалась привычка при черновой работе держать инструмент за ближайшую к лезвию часть ручки и за само лезвие. Так, что подушечка большого или указательного пальца лежит поверх РК, слегка выходя вперед. Тогда срезаемая стружка автоматически прижимается пальцем к лезвию и накопившийся "пакет стружек" можно аккуратно выкинуть, не замусоривая все вокруг. Да и палец контролирует поверхность, так что резать можно машинально, глядя при этом в более важную сторону. Интересно, что за все годы такого реза ни разу ничего не запорол и не порезался... ?(. Естественно, при чистовой резьбе этот вариант уже не прокатывает (но там и мусора уже поменьше, можно что-нибудь подстилать). Вот и делал ручки под два абсолютно разных хвата...
вот еще варианты...
[img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/!BWsTGtQ!Wk~%24(KGrHgoH-CwEjlLlwwEDBKYsPENUmg~~_12.JPG[/img][img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqF%2C!iME2MMY(PfgBNlnpo.jpg[/img][img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqIOKi4E20Yf5Q1LBNwHpboi0g~~_12.JPG[/img][img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqJ%2C!lQE2EKf0J2tBNtM8s.jpg[/img][img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqQOKjoE1uCtlYTNBNtyw4.jpg[/img][img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqUOKjEE1-Z%2C%2BtklBNtD0y.jpg[/img][img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqMOKnIE2cn4YGtFBNvWt(.jpg[/img][img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqYOKo8E1qqW7e1EBNtwm0.jpg[/img]Джеймс Бакон Аддис (младший сын семейства)
[img] http://files.myopera.com/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqUOKo4E1rejpCDYBNsbGY.jpg[/img]эбонит
[img] http://thumbs.myopera.com/sz/colx/jbondar/albums/631722/%24(KGrHqUOKnQE2dbV2lvwBNsdf(.jpg?1304673538[/img]а это стамеска дремучего 17-го или даже 16-го века

Стамески, резаки по дереву - купить по низким ценам в Максидоме| Огромный набор резцов SPARTA по дереву 13шт - фото в каталоге Максидом.

Купить стамески по дереву: цены, характеристики, отзывы. Забрать из более 100 магазинов по Москве и России. Стамески по дереву - продажа оптом и 

Окончательная доводка заточки, например, плоской стамески, делается с помощью Фото 4.3. Инструмент для резьбы по дереву. Нижний ряд —. 142.